Как создавать вирусный маркетинг и почему он дает преимущество малому и среднему бизнесу перед большим.

Во-первых, давайте начнем с определения что такое «вирусный маркетинг»? В Интернете можно встретить огромное количество трактовок этого устоявшегося термина, суть которого сводится к тому, что «вирусный маркетинг» — это метод распространения рекламы о чем угодно самим получателем этой рекламы, причем в масштабах близких к геометрической прогрессии. Вирусный маркетинг может быть как случайным явлением, так и быть хорошо спланированной активностью со стороны маркетологов. Давайте попробуем разобраться, как он работает и работает ли он вообще или это просто очередное умное словечко.

Выглядит так, что вирусный маркетинг исторически был случайным событием и распространение знаний о каком-то продукте среди друзей или круга связей могло быть вызвано очень простыми факторами: продукт не имеет аналогов и впервые появился на рынке, продукт действительно хороший и нравится покупателям, поэтому они рассказывали о нем друзьям и своему окружению. Этот принцип и лег в основу вирусного маркетинга – «расскажи своему другу, а тот расскажет своим друзьям».

С ростом различных бизнесов и усилением конкуренции, вирусный маркетинг приобрел очертания механизма и инструмента, который можно совершенно неслучайно использовать. С развитием социальных сетей, распространить информацию о продукте, услуге и компании стало возможным быстро как никогда. Поэтому продуманная стратегия, месседж, визуальная подача и идея помогут сделать хорошую рекламную кампанию для ваших целей.

Согласно исследованиям Business Insider, ниже приведены топ-3 эмоции, которые помогают делать определенный контент/рекламу вирусной и запускать шумиху на рынке:
  • трепет: приятное чувство, смешанное с удивлением и страхом
  • смех
  • ощущение забавы и развлечения в ходе взаимодействия с продуктом или услугой
Основной принцип вирусной рекламы прошлого века хорошо демонстрирует ролик 1982г - “It was so good, I told two friends about it. And they told two friends. And so on, and so on, and so on!”

Принцип сохранился и по сей день, сменился лишь канал его донесения.

Сегодня основной фундамент для вирусного маркетинга — это социальные сети и платформы, которые позволяют быстро обратить ваш месседж или действия в действия ваших друзей. Вот несколько базовых условий для раскручивания вашего «вируса»:
  • простой и понятный месседж не требующий большого количества действий
  • отсутствие прямой рекламы продукта или услуги
  • обязательное вовлечение инфлюенсеров
  • реклама должна откликаться в людях, чтобы они в нее поверили (обязательно включение вышеописанных эмоций)
Вот некоторые техники для создания вирусного маркетинга онлайн, которые мы хотим отдельно отметить:
реферальные программы в правильно подобранный момент:
  • рекомендации в онлайн-магазине - «с товаром х люди купили y» (Amazon)
  • cкидка на подписку при рекомендации другу (Netflix)
  • бесплатная поездка в такси для друга (так начинал Uber в России)
челленджи, которые мотивируют сделать что-то и вдохновляют (инстаграм яйца набрал 53млн. лайков, потому что предложил обычным пользователям побить рекорд по лайкам постов мировых звезд – обычным людям дали почувствовать их значимость и влиятельность; айс бакет челлендж)
использование чужих челленджей и взаимодействие с пользователями в социальных сетях вокруг горячей темы – тоже хорошая схема на базе уже текущего вируса адресовать свой собственный месседж к аудитории, задавать вопросы и усиливать взаимодействие
фан (fun) и вовлечение в процесс
это может быть даже реклама публичных извинений о каком-то инциденте
использование «слоганов на грани» (пример кампании Reebok «с иглой одобрения»)
использование противоречивых топиков:
  • любые катастрофы
  • феминизм
  • и другие топики, которые вызывают ожесточенные споры
Потрясающая рекламная кампания Dove «You are more beautiful than you think». Сценарий заключался в том, что профессиональный криминалист рисует вслепую портреты женщин по описанию внешности, которое они озвучивают. А затем он рисует их же портреты, но по словам других людей. В ходе эксперимента мы узнаем, что критично видим себя, и, зачастую принижаем свои достоинства, а это напрямую влияет на наше счастье. В ходе кампании сотрудники Dove мониторили реакцию людей в реальном времени, и усиливали позитивное отношение к бренду благодаря моментальному взаимодействию с пользователями.

Еще один классный пример успешной вирусной кампании – это совместный ролик Coca-Cola и Mentos, когда, наконец-то детский эксперимент осуществили непосредственно производители – мне кажется, мы все долго этого ждали :).
Если подумать, то из примеров хорошо видно, что вирусная реклама не обязательно требует больших бюджетов, а именно это служит хорошей возможностью для малого и среднего бизнеса «громко» рассказать о себе. Вирусный маркетинг является одним из способов органического привлечения внимания к бизнесу, продукту или услугам. В целом, учитывая текущие возможности онлайн-инструментов и вовлеченность пользователей онлайн – он может быть самым сильным и мощным с точки зрения развития вашего бизнеса, поэтому мы говорим да, «вирусный маркетинг» работает и точно нужно учиться его создавать.

Поэтому не стоит пасовать перед возможностями и бюджетами больших бизнесов, нужно лишь изучить хорошо феномен вирусного маркетинга и попытаться придумать свою виральную историю на рынке.
Успех запущенной маркетинговой кампании зависит от того, насколько вы готовы погрузиться в данную тему и изучить весь феномен вирусного маркетинга, а также попытаетесь понять, насколько ваши действия могут потенциально носить вирусный характер на рынке. Для этого вам потребуется потратить какое-то количество часов и провести самостоятельно ряд своих кампаний, чтобы все-таки определить, можете вы выступать идеологом вирусного маркетинга или нет.

Вам может понравится: